Двухчиповые видеокарты — самые дорогие среди десктопных моделей. Объемы их продаж не являются хоть сколько-нибудь значительными на фоне решений среднего ценового сегмента. Однако престиж, связанный с обладанием в своем портфолио самой быстрой видеокарты, толкает производителей на разработку таких моделей.
Первой геймерской видеокартой, объединяющей в себе два полноценных графических чипа, стало творение компании ATI — Rage Fury MAXX. Было это по меркам IT-индустрии очень давно, в октябре 1999 года. Особой популярности данная модель не снискала, так как появившиеся чуть позже GeForce были значительно интереснее с точки зрения соотношения цена/производительность. К тому же тогда владельцы MAXX начали сталкиваться с проблемой, которая преследует мультичиповые конфигурации и по сей день — c нестабильной работой.
Следующее подобное решение было выпущено компанией 3dfx, которая когда-то являлась лидером рынка 3D-акселлераторов. Двухчиповая Voodoo 5 5500 также не смогла нормально конкурировать с существовавшими одночиповыми решениями. Несмотря на это, 3dfx продолжала работу в данном направлении и даже пыталась выпустить четырёхчиповую Voodoo 5 6000. Однако ей помешало «внезапное» банкротство и последующая покупка активов данной компании конкурентами из NVIDIA.
Первой геймерской видеокартой, объединяющей в себе два полноценных графических чипа, стало творение компании ATI — Rage Fury MAXX. Было это по меркам IT-индустрии очень давно, в октябре 1999 года. Особой популярности данная модель не снискала, так как появившиеся чуть позже GeForce были значительно интереснее с точки зрения соотношения цена/производительность. К тому же тогда владельцы MAXX начали сталкиваться с проблемой, которая преследует мультичиповые конфигурации и по сей день — c нестабильной работой.
Следующее подобное решение было выпущено компанией 3dfx, которая когда-то являлась лидером рынка 3D-акселлераторов. Двухчиповая Voodoo 5 5500 также не смогла нормально конкурировать с существовавшими одночиповыми решениями. Несмотря на это, 3dfx продолжала работу в данном направлении и даже пыталась выпустить четырёхчиповую Voodoo 5 6000. Однако ей помешало «внезапное» банкротство и последующая покупка активов данной компании конкурентами из NVIDIA.
Как вы поняли из вступления, в основу GTX 590 легли 2 ядра GF110. При этом важно отметить, что это полноценные чипы с 512 CUDA-ядрами. Аналогичные используются в GTX 580. В соответствующем материале вы можете прочитать про основные особенности нового чипа. Здесь же отметим, что ключевым моментом, позволившим создать GTX 590, стала новая система мониторинга энергопотребления, которая «защищает» видеокарту от стресс-бенчмарков типа Furmark и OCCT.
Однако тепловыделение GF110 всё же было слишком высоко для создания двухчиповой видеокарты. Поэтому NVIDIA пришлось пойти на снижение рабочей частоты чипа, что позволило уменьшить напряжение питания. В нашем экземпляре видеокарты напряжение под нагрузкой составляло 0,937 В, тогда как для референсной GTX 580 в аналогичной ситуации наблюдалось напряжение 1,037 В.
Частота при этом была снижена значительно, сразу на 20%. Отметим, что AMD при создании HD 6990 не пришлось идти на такие меры, ведь ее флагманский чип Cayman оказался несколько менее «прожорлив». Стандартная частота ее двухчиповой видеокарты была снижена с 880 до 830 МГц (примерно на 5%), а специальный переключатель позволял также форсировать заветные 880 МГц.
Исходя из результатов тестирования GTX 580, мы помним, что эта видеокарта была значительно быстрее, чем HD 6970. Однако теперь, с учетом сниженных частот, мы не можем однозначно заявлять о превосходстве новинки NVIDIA над HD 6990. С другой стороны, GTX 590 наверняка должна неплохо разгоняться, ведь вряд ли компания станет выбирать для этой видеокарты менее качественные GF110, чем для GTX 580. Хотя разгонный потенциал сильно будет зависеть от реализации подсистемы питания и используемой системы охлаждения.
Отметим очень близкую пропускную способность памяти у обоих флагманов: 320 Гб/сек у HD 6990 и 328 Гб/сек у GTX 590. При этом у видеокарты от AMD объем видеопамяти больше, но актуален ли сейчас этот дополнительный гигабайт — пока загадка. GTX 590 и технологии NVIDIA
Двухчиповая видеокарта, несмотря на некоторое неудобство, связанное с ее использованием, позволяет задействовать некоторые недоступные «одиночным» видеокартам технологии.
Во-первых, GTX 590 поддерживает Surround и даже 3D Vision Surround. Возможность игры на трёх мониторах давно поддерживается всеми десктопными видеокартами AMD (а многие из них могут выводить изображение сразу на 6 мониторов), но NVIDIA, скорее всего, считает, что ресурсов одиночной видеокарты для этого недостаточно. Посмотрим, хватит ли для этого производительности GTX 590. 3D Vision Surround мы тестировать всё же не будем (по крайней мере, в рамках данной статьи) — сравнивать его особо не с чем.
К слову, никто не мешает объединить 2 GTX 590 в Quad SLI систему. Разумеется, для этого нужно будет подобрать остальные компоненты соответствующего уровня. Слайды NVIDIA демонстрируют нам 1,7–1,9 прирост производительности в наиболее тяжелых режимах, что является признаком очень хорошей оптимизации. Впрочем, стоит дождаться результатов независимого тестирования.
PhysX также очень сильно выигрывает от использования двух видеочипов. Данная технология изначально предполагала наличие отдельного видеочипа, предназначенного для обработки физических эффектов. Архитектура Fermi изменила ситуацию к лучшему, позволив мощным одиночным видеокартам хорошо справляться с комбинированной нагрузкой. Однако и по сей день при активации PhysX оптимальным является использование отдельного чипа для расчетов физических эффектов. При этом мощность его не должна быть значительно ниже, чем у видеочипа. Использование в этом качестве GF110 — небольшой overkill, но сама возможность радует.
Желающим посильнее нагрузить свеженькую видеокарту теперь доступно 64x сглаживание. Владельцы двух GTX 590 смогут активировать 128x AA режим. Немногие способны отличить 32x от 64x даже в очень высоком разрешении, но при создании топовых решений мало кого волнуют такие мелочи. GTX 590
К нам в лабораторию попал тестовый образец видеокарты, так что про упаковку и комплектацию говорить особо нечего.
Длина видеокарты чуть больше, чем у 295 GTX (28 см против 27), но по сравнению с конкурирующими решениями от AMD габариты GTX 590 можно назвать более чем приемлемыми.
Внешне GTX 590 сильно напоминает вторую ревизию 295 GTX. Или, если принять во внимание цветовую гамму решения, «GTX 560 Ti»–переросток. Пластиковый кожух прикрывает видеокарту по всей длине. В центре расположен вентилятор, а через торцы видеокарты выдувается горячий воздух.
Для питания используется два восьмиконтактных разъема (никто и не ожидал иного). Расположены эти разъемы наверху, чтобы упростить установку видеокарты в компактных корпусах. На противоположном конце платы находится порт MIO, необходимый для организации Quad SLI.
Задняя панель претерпела некоторые изменения относительно предшественницы и других существующих видеокарт NVIDIA. Во-первых, на ней расположено 3 разъема Dual-Link DVI-I. Нужны они, очевидно, для организации пресловутого 3D Vision Surround. Во-вторых, на смену Mini-HDMI пришел разъем mini-DP. Из-за трёх крупных разъемов DVI перекрывается немалая часть задней заглушки, что ухудшает тепловой режим видеокарты.